Кто такой Кристобаль Баленсиага?
Кристобаль Баленсиага Эйсагирре родился в 1895 г. в городе Гетарии на берегу Бискайского залива в скромной семье рыбака и швеи. Его отец умер от кровоизлияния в мозг, когда мальчику было 11 лет. Кристобаль стал много времени проводить с матерью и помогал ей, когда она устроилась на работу швеей.
Одна из клиенток его матери, маркиза де Каса Торрес, восхищала Кристобаля своей элегантностью. Он часто распаковывал наряды парижских кутюрье, которые маркиза привозила каждый сезон. Именно в это время дизайнер увлекся миром моды, оставив перспективы стать рыбаком или священником. Маркиза стала покровительницей юного Баленсиаги и направила его в Сан-Себастьян, где он получил официальное образование.
В 1919 г. Кристобаль открыл модный Дом в Сан-Себастьяне, а в следующем году – в Мадриде. Вскоре испанская королевская семья и аристократия стали носить его одежду.
Переезд в Париж
Гражданская война в Испании в 1930-х годах вынудила дизайнера закрыть бутики. Он переехал в Париж и открыл свой Дом моды в 1937 г. на авеню Георга V. Его первая коллекция была вдохновлена костюмами эпохи Возрождения в Испании. Успех был феноменальным. Баленсиага начал одевать самую привередливую публику Парижа, в том числе Элену Рубинштейн, Диану Вриланд, Мону фон Бисмарк и Дэйзи Феллоуз.
Когда гражданская война закончилась, Баленсиага снова открыл свои бутики. Для новой зимней коллекции 1939 г. он создал вечерние наряды, вдохновленные портретами инфанты Маргариты и ее фрейлин Диего Веласкеса 1650-х годов. Платья стали настолько популярными, что их опубликовали Vogue и Harper’s Bazaar. Кристобаль активно использовал палантины, шлейфы и ткань, в которой материал без подкладки будто ниспадал, создавая текстурный контраст в одежде.
Война и признание
Вторая мировая война заставила Баленсиагу захлопнуть двери своего бутика на полгода, чтобы избежать реквизиции. Позже он стал выпускать коллекции исключительно для частных клиентов. В этот период Кристобаль начал активно использовать вышивку и отделку в своих вечерних платьях.
В 1951 году он преобразил силуэт, убрав талию и расширив плечи. Такая форма стала полной противоположностью силуэту New Look Кристиана Диора, который восхищался творческим гением кутюрье и короновал его «учителем всех нас». Шанель также подхватила идею свободного силуэта для женщин.
В 1955 году он разрабатывает платье-тунику, которое позже превратилось в платье-сорочку. А в 1959 году его творчество достигает кульминации в коллекции Empire Line, с платьями с высокой талией и пальто, напоминающими кимоно или кокон.
В каждой из 93 коллекций Баленсиаги всегда было одно черное платье, которое дизайнер делал сам от начала до конца. Шанель отзывалась о нем: «Только Баленсиага – кутюрье в прямом смысле слова, а остальные – просто модные дизайнеры».
В 1958 году кутюрье поехал в Соединенные Штаты, чтобы своими глазами увидеть его успех на другой стороне океана. Американская пресса много о нем говорила, а богатые американцы были его верными покупателями. Там он увидел фабрики готовой одежды и понял, что никогда не сможет придерживаться такого режима производства. Он принадлежит к миру высокой моды и никоим образом не хочет терять то, что для него так дорого. Он даже отказывается присоединиться к Синдикату Высокой моды, чтобы продолжать творить без установленных ограничений. Благодаря своей чрезвычайно богатой клиентуре ему удается поддерживать высокий уровень продаж.
В том же году Кристобаль создает свое знаменитое платье baby-doll и платье с «павлиньим хвостом», длинное сзади и короткое спереди.
Закат
В 60-х мода начинает меняться, наступает эра прет-а-порте, что расстраивает Баленсиагу. Его предпоследняя коллекция была показана в Париже, во время студенческих беспорядков. 71-летний дизайнер продемонстрировал крошечные шорты, одно- и бесшовные платья и необычные трапециевидные вечерние наряды.
В мае 1968 года, пока студенты бунтовали на улице, он закрыл магазин. Его 400 сотрудников узнали об этом уже из газет, а не лично от самого кутюрье. В единственном интервью, которое он дал за всю свою карьеру в 1971 году для The Times, он сказал: «Это была собачья жизнь».
Дизайнер вышел на пенсию всего на четыре года. В 1968 году разработал форму для стюардесс Air France, которые проносили ее десять лет. У Баленсиаги были смелые планы на пенсию: он собирался купить дом в Валенсии и переехать туда, чтобы изучать историю своей родной страны. Но в 1972 году Кристобаль скончался от сердечного приступа. Он похоронен на кладбище в Гипускоа.